На
планете осталось не так много народов, которые бы не попали под действие
научно технического прогресса. Одним из таких народов является народ Тода,
живущий в глубоких горах Индии. Их язык не похож ни на один из ныне известных
языков, они ни когда ни скем не воюют и даже не имеют оружия и не владеют им.
Их всего около тысячи и женщин в пять раз меньше мужчин.
Внешность
у народа Тода ближе всего к европейской: на фоне прочих народов, населяющих
Индию, у них светлая кожа, прямой нос, рыжеватого оттенка волосы, каре-зелёные
глаза. Впервые народ Тода был обнаружен в XVII веке португальскими
мореплавателями, затем в XIX веке в англичанами , Тода сохраняют эту
численность практически неизменной со времён португальцев. Население
народа Тода всего тысяча человек (на 20 женщин - 100 мужчин) и оно практически
никогда не изменяется. Эта демографическая неизменность и соотношение между
полами ученных ставит в тупик. Они считают, что подобный факт может
указывать только на одно – на ритуальное убийство «лишних» детей, особенно
девочек. Однако Тода отрицают подобные обвинения и уверяют, что им незачем
убивать новорождённых, поскольку женщины у них рожают столько и тех, сколько
нужно и кого нужно, по старинным законам их далёкой родины. Данный секрет
они никому не раскрывают.
Что
же касается далёкой родины народа Тода – то тут совсем всё покрыто непроницаемым
мраком. Формула крови племени не соответствует современной биологической среде.
Следовательно, они народ пришлый. Только вот откуда? Сами тода утверждают, что
их первородина – на Шри-Ланке, а на неё они прибыли из … загадочного созвездия
Быка.
Учёные,
разумеется, данный «звёздный» вариант не рассматривают, а пытаются искать
родину народа Тода на земле. И одно из главных предположений, не лишённое сенсации и
логики одновременно – это то, что предками Тода являются древние шумеры.
Дескать, шумерские мореплаватели доплыли в незапамятные времена до побережья
Индии и основали здесь колонию. Через какое-то время связь колонистов с
«метрополией» оборвалась, и им пришлось стать «индийцами» поневоле и навсегда.
Что
ж, частично это предположение подкрепляется реальными фактами. Так, племя тода
называет главные светила небосклона, солнце и луну, теми же именами, что
древние шумеры – Утту и Син. Одежда их весьма похожа на шумерские одеяния, по
фасону чем-то близкие к римским тогам. У Тода имеются таинственные рассказы о
семи великих царствах, расположенных за большим морем, над которыми
владычествовал могучий «повелитель кораблей». Насчёт кораблей – это очень даже
интересно, ведь тода живут высоко в горах, моря рядом с ними нет, лодок и тем
более кораблей они не строят, а рассказы, передаваемые на протяжении столетий,
о морских кораблях есть.
Другие
исследователи выдвигают гипотезу о дравидийском происхождении Тода. Однако их
противники сразу указывают на серьёзные различия между дравидами и Тода:
во-первых, у языка Тода нет аналогов среди диалектов, употребляемых жителями
южной Индии. А во-вторых, дравиды – это земледельцы, а тода – исключительно
скотоводческая культура.
Есть
также версия, что тода – потомки скифов. Сторонники данной версии говорят о
сходстве кибиток кочевников-скифов и хижин тода; находят сходные элементы в
скифской религии и религиозных воззрениях и обычаях обоих народов; и видят
сходство глиняных статуэток у скифов и тода.
А
есть и такие исследователи, которые утверждают, что Тода – это прямые потомки
лемурийцев, чей материк в доисторическое время погрузился на дно океана. И рассказы
о семи заморских царствах – это не что иное, как чудом уцелевшие и прошедшие
сквозь века данные о давным-давно исчезнувшей лемурийской цивилизации.
Возможно,
многое из истории и происхождения тода открыл бы их древний язык, называемый
«кворжа». Недаром часть учёных пытается разгадать тайну тода, оперируя именно
лингвистическими данными. Да вот беда – кворжа уникален, и постичь его не
представляется возможным.
Как
и все древние (очень древние) языки, кворжа чрезвычайно прост. В нём всего два
времени: загадочное – настоящее-будущее и прошлое. Падежи совпадают по форме, а
множественное число имён никак не обозначается.
Кворжу
пытались с «наскока» изучить ещё в XIX веке, силясь «привязать» к дравидийской
группе языков. Но не тут-то было. Так, один из энтузиастов, миссионер,
преподобный Шмидт, в принципе неплохо разбиравшийся в дравидийской лингвистике,
намучившись с непонятным языком, в конце концов признал: «Приблизительно треть
слов из диалекта тода я не могу отнести ни к одному из языков, с которыми
знаком».
Другой
энтузиаст, составивший географическое описание гор Нилгири, где обитали тода,
тоже признавался: «Язык тода имеет уникальный акцент и странный оригинальный
стиль. По-видимому, у него нет аналогии ни с одним из разговорных языков,
используемых туземцами Южной Индии». А известный английский этнограф Риверс
вообще подчеркнул, что тода говорят на «тайном языке», непонятном дравидам.
В
XX веке выдвигались другие гипотезы, которые «увод или» в сторону шумеров. В
частности принц Пётр Греческий и Датский, имевший диплом антрополога и дважды
посещавший тода, выдвинул предположение, что слова из кворжа сходны со словами
шумерского языка. Именно он указал на одинаковое звучание имён солнца и луны у
шумеров и тода.
Эту
смелую гипотезу разгромил позднее американский антрополог и лингвист М. Эмено,
который указал и доказал, что подобное сходство названий можно легко объяснить,
если исходить из законов дравидийских языков. Его доказательства, правда, не
смогли целиком и полностью опровергнуть доводы сторонников недравидийских
корней кворжа, в том числе и шумерских, и вопрос остался открытым. До сих пор
никто из представителей учёного мира не может вразумительно объяснить
происхождение древнейшего языка тода и чётко отнести его к какой-либо языковой
группе или семье.
Кворжа
– язык ритуальный и архаический. На нём говорят исключительно жрецы. Все прочие
жители племени общаются между собой на другом «диалекте», разговорном, и вот
его-то можно с лёгкостью отнести к южнодравидийской подгруппе дравидийской
семьи. Ближе всего этот язык (разговорный язык) к тамильскому и малаялам. Но
этот язык – результат уже поздней истории.
Тода
– племя интересное как по обычаям, так и по верованиям. Они скотоводы, но…
вегетарианцы: разводят буйволов исключительно для молока. Буйвол для тода – это
всё. У каждого из тода есть свой личный буйвол, которому он поклоняется. Тода
считают, что при рождении душа поселяется в теле человека, а его дух – в
буйволе.
У
племени существует особый буйволятник – «тирири». На его территории имеется
специальный загон для личных буйволов и тайный храм, к которому нельзя
приближаться женщинам и неженатым мужчинам.
Только
жрецы-террали могут подходить к неприкасаемой двери храма. На ней, помимо
буйволиных рогов, параллельных рогам луны, имеются и изображения звёзд
таинственной прародины тода – созвездия Быка. Время от времени один из жрецов
уходит в засекреченный храм, чтобы совершать там потаённую службу. Она длится
безвыходно 3 месяца, и никто не знает, что происходит в это время в храме.
Главной
богиней для тода можно назвать Гирью-деву. Её символ – колокол на шее у
буйвола. Также тода поклоняются солнцу, верят в злых духов и реинкарнацию.
Несмотря
на то, что тода не едят буйволиное мясо, практика ритуального убийства этих
животных существует. Обычно это происходит, когда умирает хозяин буйвола.
Голову его личного быка отрубают, а тушу закапывают в землю. Над ней сжигают
тело умершего: тода верят, что с дымом священного животного дух из буйвола
доставляет душу покойника в созвездие Быка. Затем родственники собирают пепел
своего родича в горшок и относят домой, а голову буйвола кладут на место
кремации. Это место находится в лесу, у каждого умершего оно своё, и никогда
потом никем не посещается.
У
соседей к тода особое отношение, уважительное, чуть ли не благоговейное.
Соседние народы свято верят в то, что тода обладают мистическими и
сверхъестественными способностями. Например, могут исцелять с помощью рук или с
помощью заговорённого молока. А ещё у каждого из тода есть «волшебная палочка» –
бамбуковая трость, которую они не выпускают из правой руки. Также все окрестные
соседи уверены, что тода обладают властью над слонами и тиграми и могут сами
перевоплощаться в них.
Что
ж, может быть, всё так и есть. Ведь замечено, что тода никого не боятся, у них
нет оружия для войны или обороны, они не держат сторожевых собак и живут в
полном слиянии с природой, не нарушая её гармонии и своего спокойствия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.